ИАПО ЗАВЕРШАЕТ ИСПЫТАНИЯ АВТОЖИРА

00:00, 24 апреля 2003 г.

Иркутский авиазавод завершает испытания нового легкого летательного аппарата. Это так называемый автожир - нечто среднее между самолетом и вертолетом. Конструкторы уверяют, что у машины большое будущее. Она проста в управлении и при этом чрезвычайно надежна.

Полувертолет, полусамолет. Иркутский авиазавод доказывает всем, что автожир - изобретение начала ХХ века - до сих пор актуален, даже после того, как появился вертолет. Это только кажется, что небольшая кабина с винтом на крыше и пропеллером сзади неуклюжа и летать не может. Хотя на первых испытаниях все выглядело именно так. С тех пор прошел год. Конструкторы добились устойчивости аппарата в воздухе. Он может работать на высотах от двух метров до двух километров. В самых неблагоприятных метеоусловиях.

На авиазаводе аппарат часто сравнивают с обычными автомобилем по простоте эксплуатации и управления. Автожир предназначен для непрофессиональных пилотов. Как обещают конструкторы, им можно будет научиться управлять за пять часов. Аппарат при этом так же безопасен, как легковая машина. И даже если откажет двигатель, автожир все равно плавно опустится на землю. "Он перейдет на режим устойчивого парашютирования, причем с очень небольшими вертикальными и горизонтальными скоростями", - говорит Андрей Татарников, ведущий конструктор автожира.

Высокая надежность сочетается с уникальной маневренностью. Он может почти вертикально взлететь, а в воздухе почти на месте развернуться. Посадка, вообще, считается одним из самых легких этапов полета. Достаточно сбавить газ и автожир начнет снижаться. Максимальная скорость 200 километров в час. Аппарат вполне можно использовать для патрулирования больших территорий или перевозки грузов в места, где нет специальных площадок для приземления и где вертолет использовать невыгодно.

На авиазавод уже поступило много заказов на новую разработку. Некоторые любители малой авиации пытались даже на одной из выставок купить опытный образец, который тогда еще не поднимался в воздух. В цехах сейчас собирают пять автожиров. На летном поле между тем заканчиваются испытания. Уже осенью авиакорпорация "Иркут" рассчитывает получить на автожир необходимые документы. Только после этого его начнут продавать. Авиастороители обещают снизить стоимость машины за счет установки обычного бензинового двигателя. Но уже сейчас он стоит не дороже нового автомобиля БМВ.