Реформой Восточно-Сибирской железной дороги займется специальная рабочая группа. Решение о ее создании принято сегодня на экономическом совете при губернаторе Иркутской области. Там же начальник ВСЖД Александр Касьянов рассказал о принципах акционирования железных дорог России.
ВСЖД теряет статус юридического лица, также как и 16 других железных дорог России. Юридическим лицом становится акционерное общество "РЖД". Такова перспектива до конца 2003 года, когда будет завершен первый этап реформы. Начальник ВСЖД Александр Касьянов образно объяснил, почему у него и его коллег отнимают право распоряжаться имуществом железной дороги. Он сравнил начало реформы с телевизионной игрой "Слабое звено". По его словам, при акционировании кредиторские задолженности некоторых подразделений Министерства путей сообщения делают их уязвимыми перед процедурой банкротства. "Сегодня рядом с нами есть структуры, которые занимаются банкротством, которые могут просто сделать это и разорвать целостность железных дорог. Разрывая целостность железных дорог, мы разрываем страну, мы разрываем хозяйство страны", - заявил Александр Касьянов, начальник ГУП ВСЖД.
Мало того, единственным акционером российских железных дорог станет государство в лице Мингосимущества. А Совет директоров предлагается возглавить лично премьер-министру. Для чего же тогда затеяна реформа? Александр Касьянов объясняет: чтобы разделить государственные и коммерческие функции. Подразделениям железной дороги дается право частично самим участвовать в ценообразовании. "Допустим, в купейные вагоны, вагоны СВ в зависимости от времени года железнодорожники сами будут устанавливать тарифы. Но в то же время, в плацкартных вагонах цены будут фиксированы и утверждены государством", - поясняет Александр Касьянов.
Такие же полурыночные отношения, вероятно, будут установлены и при перевозках грузов. На некоторые из них тарифы станут свободными, другие - фиксированными. Авторы реформы пытаются впрячь в одну повозку коня и трепетную лань, которым предстоит тянуть ее до 2010 года. Именно на такой срок рассчитан переход на новую систему хозяйствования. Железная дорога разделится сначала на крупные отраслевые подразделения, затем на более мелкие. А налоги, как заверяют реформаторы, акционерное общество будет исправно платить в бюджеты всех уровней.