ОКОЛО 7000 КУБОМЕТРОВ СТОЧНЫХ И НЕФТЕСОДЕРЖАЩИХ ВОД ЕЖЕГОДНО СБРАСЫВАЮТ В БАЙКАЛ КУРСИРУЮЩИЕ ПО ЕГО АКВАТОРИИ СУДА

00:00, 04 августа 2002 г.

Почти 15 миллионов рублей потребуется на реализацию проекта по сбору сточных и нефтесодержащих вод в акватории озера Байкал. Технико-экономическое обоснование проекта уже готово. Его разработали специалисты иркутского института "Сибгипробум". Документ прошел все необходимые согласования в местных природоохранных организациях и теперь ждет окончательной резолюции от Комитета природных ресурсов.

По мнению специалистов, благополучие Байкала зависит, в основном, от решения трех проблем. Это закрытие или перепрофилирование предприятий, которые находятся в центральной экологической зоне озера, организация туризма и сбор и переработка сточных и нефтесодержащих вод с судов.

Вопрос замкнутого водооборота на БЦБК в последнее время активно обсуждается и, возможно, все же будет решен. Что же касается сброса в Байкал нефтесодержащих вод, то за последние годы проблема только стала острее. Количество флота растет с каждым годом. По данным за 2000-й год, на Байкале насчитывалось порядка двух тысяч семисот крупных и маломерных судов. В этом году их больше. И это, не принимая во внимание неучтенные нигде другие плавсредства, а также моторные лодки. По данным за тот же 2000-й год, за сезон навигации они сбрасывают в Байкал порядка 6000 кубометров сточных и 700 кубометров так называемых подсланевых или нефтесодержащих вод. "Подсланевые воды относятся к веществам экологически высоко опасным", - говорит Ольга Кузина, главный эколог института "Сибгипробум".

Частично проблема решается за счет судна комплексной переработки отходов "Самотлор". В 1984 году он начал курсировать по Байкалу и собирать отходы с малых и крупных судов, но потом стал на прикол.

Весь вопрос в том, что далеко не все суда имеют возможность и желание идти в порт "Байкал" чтобы за деньги сдать подсланевые воды. Это по южной части Байкала. О северной даже не приходится говорить. Поэтому имеющиеся мощности "Самотлора" задействованы меньше чем на половину. В месяц он может принять и переработать около 120 тонн фекальных и около 100 тонн подсланевых вод. Сейчас в день к кораблю подходит не больше двух-трех судов.

В технико-экономическом обосновании, которое было разработано по заданию Комитета природных ресурсов Бурятии, рассматриваются два варианта сбора отходов. Первый - это сбор вод и мусора на существующих очистных сооружениях на причалах поселков. Для этого необходимо строительство или установка приемных устройств, вакуумных машин, емкостей в таких поселках, как Выдрино, Усть-Баргузин, Нижнеангарск и Култук.

Второй вариант - сделать "Самотлор" самоходным. На его полное восстановление и эксплуатационные расходы потребуется шесть с половиной миллионов рублей. Хотя одного "Самотлора" мало. Необходимо как минимум несколько таких станций.

Окончательное решение по выбору варианта остается за Москвой, хотя принимать его в Министерстве природных ресурсов, судя по всему, не торопятся. Все документы были отправлены туда еще полгода назад.