ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ ОБОРОТЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ НЕСОВЕРШЕНЕН, СЧИТАЕТ СЕРГЕЙ ШИШКИН

00:00, 13 июня 2002 г.

Накануне председатель Законодательного собрания Иркутской области вернулся из Москвы, где принял участие в работе научно-практической конференции, посвященной законодательной базе оборота сельхозземель. Помимо Сергея Шишкина, в обсуждении проблемы приняли участие четырнадцать сенаторов и около шестидесяти представителей российских регионов.

Законопроект об обороте сельхозземель вызвал немало споров. После принятия документа в первом чтении было предложено несколько тысяч поправок. Большую часть из них рассмотрели на конференции. По ее итогам составлены рекомендации, на которые должны обратить внимание представители комитета Госдумы по сельскому хозяйству. Одна из них касается положения об ограничении оборота земель.

По проекту закона запрещается продажа земельных участков на приграничных территориях. К ним предлагается добавить и те земли, которые заняты под отгоны и пастбища для животных, а также научно-исследовательскими, образовательными учреждениями и мелиоративными системами. Пересматривались и права иностранных граждан на приобретение земель. В связи с этим предлагается сначала предоставлять им участки в аренду на пять лет. В течение этого испытательного срока будет проверяться целевое и эффективное использование территории. Только после этого они смогут приобрести участок земли в собственность.

Сергей Шишкин говорит, что есть вероятность того, что земли начнут использовать не по назначению. И кто будет следить за соблюдением всех требований, в документе точно не указано. Присутствует только термин - орган государственной власти. Непонятно, и кто именно должен определять размер участков. При этом их общая площадь от всей территории района, по словам Сергея Шишкина, должна быть не менее десяти процентов, а не тридцати пяти, как это прописано в проекте закона. Сергей Шишкин говорит, что это неправильно, когда в одних руках сосредоточено такое количество земель.

Спикер не согласен также и с положением, по которому, если участок земли никто не покупает, его должен приобрести административный орган власти. При этом не оговорен источник и порядок финансирования таких затрат. У городского или областного бюджетов такой возможности нет. Если эти поправки не будут учтены, то региональное законодательство ждут большие трудности.